Menu

Самаркандскому музею 120 лет

  • Опубликовано в Новости
Самаркандскому музею 120 лет

21 июня 2016 года исполнится 120 лет со дня официального открытия музея в городе Самарканде.

Государственный музей истории культуры Узбекистана  в Самарканде - один из старейших музеев Центральной Азии. В Самарканде первый музей был организован в 1874 году на базе археологических, нумизматических, этнографических и геологических коллекций, собранных при статистическом управлении областного губернатора. В 1876 году часть коллекции была передана в Ташкент в связи с открытием здесь музея (ныне Государственный музей истории Узбекистана). И лишь 21 июня 1896 года в Самарканде официально открывается музей. Его основоположником был капитан Лев Борщевский, член Русского Географического Общества. Именно он предложил властям приобрести часть его коллекции и заложить основу будущей сокровищницы. Идею горячо поддержали военный губернатор граф Н.Я. Ростовцев и московский купец Н.И. Решетников, ведший дела в Туркестане. На пару они безвозмездно дополнили коллекцию Борщевского собственными экспонатами. Кроме него был еще один человек, которому Самаркандский музей обязан своими бесценными реликвиями. Это был Михаил Николаевич Ростиславов, выпускник факультета восточных языков Петербургского университета.

В 1872-м году молодой ученый был направлен в Туркестанский край, работал в Самарканде на должности чиновника особых поручений при начальнике округа. Здесь Ростиславов с самых первых дней проявил себя в качестве квалифицированного собирателя восточных рукописей, монет и всего прочего.

Именно Михаил Николаевич на свои деньги создал при окружной канцелярии Самарканда уникальное хранилище древностей. Его, конечно, нельзя было назвать музеем, открытым для публики. Но главное был сделан первый шаг к сбережению национального богатства.

М.Н. Ростиславов отлично владел персидским и тюркским языками, изучал народные обычаи и традиции, записывал образцы фольклора узбеков и таджиков. Его любознательность распространялась и на раскопки, которые велись в 1874 году майором Борзенковым на городище Афрасиаб.

Первоначально музей размещался в одной комнате рядом с Георгиевской церковью. В 1911 году музей по инициативе известного ученого В.Л.Вяткина была переведена в специально построенное здание. Она состояла из отдела природы, археологии, этнографии и быта.

После Октябрьских событий часть музея была размещена в мечети медресе Мирзо Улугбека на площади Регистан. Здесь были размещены экспозиции отделов этнографии и быта, а также проводились различные тематические выставки.

С 1934 года по 1978 годы музей находился в бывшем особняке известного купца Абрама Калантарова (ныне улица Абдурахмона Джами, 51). С 1978 года до 2009 года музей размещается в здании, специально построенном для него в исторической части Самарканда на площади Регистан, а с 2010 года в приспособленном здании на улице Мирзо Улугбека дом 148.

В разные периоды музей функционировал под следующими названиями: 1896-1911 гг. - Музей Самаркандского статистического комитета; 1911-1918 гг.- Самаркандский городской музей; 1918-1930 гг. - Самаркандский областной музей; 1930-1937 гг. - Государственный центральный музей Узбекистана; 1937-1945 гг. - Самаркандский областной историко-краеведческий музей; 1945-1955 гг.- Республиканский музей культуры узбекского народа; 1955-1969 гг. - Республиканский музей истории культуры и искусства Узбекистана; 1969-1982 гг. - Самаркандский Государственный музей истории культуры Узбекистана им. А.Икрамова.

В 1982 году на его базе создается Самаркандский Объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сегодня в состав музея-заповедника входят: Самаркандский Государственный музей истории культуры Узбекистана; Самаркандский областной краеведческий музей; Музей истории основания города Самарканда на Афрасиабе; Мемориальный музей Улугбека; Мемориальный дом-музей Садриддина Айни; Каттакурганский городской историко-краеведческий музей; Иштыханский музей истории района; Пахтачийский музей истории района; Ансамбль Гур-Эмир; Мечеть Биби-Ханым; Мечеть Хазрат-Хызр; Медресе Нодир Деван-беги; Мавзолей Ходжа Данияра, комплекс Абу Мансура Мотуруди, комплекс «Чор-чинор» в Ургутском районе и свитыня Хазрати Довуд в село Аксай Нурабадского района.

Музей-заповедник проводит большую работу по сохранению, изучению и пропаганде историко-культурных и художественных ценностей. В составе музея-заповедника имеется государственная инспекция, которая осуществляет работы по выявлению исторических памятников, взятию их на учет и под охрану государства, занимается вопросами сохранения и эксплуатации памятников архитектуры и археологии. В настоящий момент на территории Самаркандской области музеем-заповедником взято на учет около 1,3 тысяч археологических памятников и 550 памятников архитектуры, 120 монументальные памятники, определены границы музея-заповедника с целью сохранения целостности историко-архитектурного облика Самарканда. Научно-просветительский отдел музея-заповедника ведет большую работу по пропаганде хранящихся в фондах художественных ценностей среди населения Республики Узбекистан и гостей города. Научные сотрудники (археологи, историки, этнографы, архитекторы) осуществляют сбор музейных предметов во время этнографических и археологических экспедиций.

Фонды музея-заповедника насчитывают более двухсот десят тысяч экспонатов и представляют большой научный и художественный интерес. Основу первоначального собрания музея составили коллекции по археологии и нумизматике из предметов, добытых на городище древнего Самарканда -Афрасиаб. За всю историю существования музея были собраны многочисленные археологические, нумизматические, этнографические, рукописные и документальные коллекции, характеризующие особенности культуры и искусства всего Узбекистана, начиная с первобытной культуры до наших дней.

Структура фондов делится на следующие отделы: отдел учета, археологии, нумизматики и спецхранения, этнографии, живописи, фонд документов и фототека, фонд рукописей.

Фонд археологии насчитывает 63500 единиц хранения, которые сформированы в 607 коллекций, включающих в себя редкие и уникальные образцы ювелирных украшений эпохи бронзы, коропластики и скульптуры, древней и средневековой керамики, металла и стекла, а также алебастрового и терракотового декора.

Ювелирные украшения, относящиеся к эпохе бронзы и датируемые ХУ-Х вв. до н.э., были найдены в могильниках в селе Муминобод, Чакка (Самаркандкая область) и городищах Сапалли-тепа и Джаркутан (Сурхандарьинекая область) - это женские погребения с бронзовыми и золотыми серьгами, браслетами из кованой бронзы, бронзовые и каменные бусы и зеркала. Самым массовым видом археологических находок является бытовая и парадная посуда, хронология ее уходит в эпоху бронзы и до XVIII в. Керамику, разнообразную по формам и назначению, отличает высокое качество, богатство приемов орнаментации и цветовая гамма. Уникальным экспонатом музея является бронзовый шлем VI в. до н. э., принадлежавший воину-саку.

Коллекция коропластики - статуэток, изображающих людей и животных, скульптурных налепов на оссуариях и сосудах - является одной из крупных в собрании музея. Самые ранние из них относятся ко второй половине I тысячелетия до н.э.. самые поздние – к концу VIII в. н.э. и происходят, в основном, с территории древнего Согда.
Коропластика является самостоятельным и стабильным видом искусства Согда, позволяющим проследить эволюцию художественных стилей на протяжении столетий.

Музей обладает обширной коллекцией глиняных костехранилищ - оссуариев, среди которых имеются высокохудожественные образцы.

В искусстве Центральной Азии резная кость представлена довольно обильно массовыми поделками - пуговицами, ложками, рукоятками ножей и сравнительно небольшим числом редких и уникальных изделий, таких как коллекция шахматных фигур VIII века (Афрасиаб) в собрании музея.

В 1Х-ХП веках наблюдается наивысший расцвет стекольного производства. Разнообразные по формам и назначению стеклянные изделия представляют собой бытовую и парфюмерно-аптекарскую посуду. Техника изготовления сосудов -   отливка и выдувание в форму с последующей обработкой- свидетельствуют
о высоком мастерстве стеклодувов.

Художественный металл Х1-ХШ веков разнообразен по утилитарному назначению и отличается богатством изобразительных сюжетов и техникой исполнения.

Фонд нумизматики и спецхранения, насчитывающий около 32 тысяч единиц хранения, включает в себя коллекции нумизматики, глиптики, торевтики и бытовых предметов, имеющих в своем составе драгоценные металлы.

Этнографический фонд насчитывает около 21 тысяч музейных предметов, сформированных в 30 коллекций. Наиболее полно представлена народная декоративная вышивка Узбекистана, Таджикистана, в комплектовании которой участвовали этнографы О.А.Сухарева и А.К.Писарчик.

Самостоятельную область применения вышивки в фондах представляет коллекция головных уборов (620 ед. хр.). Они отображают почти все разнообразие формы, расцветки и орнамента  в зависимости от места их изготовления,

В фондах хранится значительная коллекция национальной одежды (2550 ед. хр.): женские халаты - калтача, паранджа, камзолча, материалом для которых служили красочные кустарные ткани, выполненные в технике перевязки нитей "абрбанди" -это "адрас", "шойи бухоро", "хафтранг" (семицветный); мужские халаты - чапоны, яктаги с переливчатыми полосками ткани ручной выделки - "ачача", "калами", "гиссарская алача" и "бекасам". Уникальна по своей значимости коллекция предметов одежды жениха и невесты 80-90-х годов XIX в

Коллекция золотошвейных изделий представлена уникальными предметами, поступившими в 1920 году из казны эмира бухарского - это золотошвейные халаты "жомаи зардузи", женские платья "куртаи-зардузи", украшения для платьев "пешкурта", головные повязки "пешонабанд", сапожки "махси" и др. предметы. Золотошвейные изделия выполнены золотыми и серебряными нитями в технике "зардузи-заминдузи", "зардузи-гульдузи".

В составе ювелирной коллекции (1500 ед. хр.) представлен полный свадебный комплект невесты (сер. XIX - нач. XX вв.).

Достойное место в фондах занимает коллекция ковров и ковровых изделий конца XVIII - нач. XX вв. (более 500 ед. хр.). Это ковры Туркмении племен: эрсари, текин, бешир и других. Ковры Узбекистана представлены долиной Кашкадарьи, изделиями киргизского племени хидырша (Ферганская долина), племени араби Самаркандской области, племени туркмен - "халы гилям" Нуратинского района.

Коллекцию художественного металла (2000 ед. хр.) представляют многочисленные образцы всех крупных центров этого вида ремесленного производства - Бухары, Самарканда, Коканда, Хорезма, Ферганы.

В фондах музея собрана богатейшая коллекция современной среднеазиатских керамики, фарфора и стекла. Среди них - изделия самаркандских народных мастеров-керамистов У.Джуракулова, М.Носырова, Х.Хакбердиева, Ш.Азим< Х.Батурова, А.Мухтарова, Л.Отченашенко, С.Раковой.

В коллекции музыкальных инструментов интересен узбекский национала инструмент - дутар, принадлежавший самаркандскому певцу и композит Ходжи Абдулазизу Абдурасулеву (1852-1936гг).

Самаркандский музей является обладателем уникального глобуса известного ходжентского просветителя 80-х гг. XIX в. Ходжи Юсуфа Мирфаязова.

Фонд живописи составляют около 4 тысяч единиц хранения живой графики, плакатов, скульптуры и чеканки. Здесь хранятся работы художников Р.К.Зоммера, С.М.Дудина, Н.Н.Каразина, Г.Н.Никитина Л.Николаева (Усто Мумии), Л.Л.Бурэ, П.Бенькова, З.М.Ковалевская, А.Волкова, Р.Ахмедова, У.Тансыкбаева, Р.Темурова, Ч.Ахмарова, Р.Чориева, Ю.Елизарова, М.Калантарова, А.Абдуллаева, Б.Джалалова, Г.Улько, А.Исаева и др.

Фонд рукописей насчитывает около 3000 единиц хранения и представляет собой собрание ценных материалов по мусульманскому судопроизводство, сделок, рукописных и литографировав книг как религиозного, так и светского содержания на арабском, узбекском, персидском и турецком языках. Имеются образцы частных писем, каллиграфии, материалы культового значения, упражнения для письма. Особую ценность представляют два вакуфных (земельных) документа. Первый документ времени правления Амира Темура, составленный в третьей четверти XIV века при верховном казне Самарканда Абд ал-Малике. В данном акте в дар передаются земельные угодья в пользу «святых могил» и учреждений религиозного назначения. Место расположения земель - окрестности Самарканда. Интересно, что исторические географические названия сохранились до наших дней. Бумага самаркандская, языки - арабский и персидский, подчерк «дивани», размер 40x250 см. Второй вакуфный акт составлен в Бухаре в декабре 1693 года. Основателем был бухарский хан Субханкули из династии Аштарханидов и женщина по имени Падшах-биби-ханум.

Одной из редких книг считается книга, написанная знаменитым каллиграфом времен Темуридов Абдулло-ат-Таббох ал Хивраи Самарканди «Хадислар мажмуаси», «переписанная в Самарканде в 1452 году. Одним из самых больших Коранов (размер 150x104 см.) в Центральной Азии является Коран, переписанный в 1854 году по приказу бухарского эмира самаркандским каллиграфом Хасаном Самарканди и переданный в мечеть Биби-Ханым. В нем 32 страницы. Первая страница украшена геометрическим и растительным орнаментом, с трех сторон печати и внизу стихи о передаче Корана мечети Биби-Ханым.

Документальный фонд и фототека насчитывает около 62.000 единиц хранения и включает личные документы деятелей науки и культуры Узбекистана, фотографии, негативы, газеты, афиши, начиная с конца XIX до конца XX веков. Наиболее интересен фотоальбом Г.А.Панкратьева, где представлены виды Самарканда конца XIX века. В фонде открыток (конец XIX -начало XX вв.) можно увидеть редкие виды европейской части Самарканда, этнографические типы людей, улицы и памятники Бухары и Хивы. Негативы на фотобумаге и стекле, начиная с 20-х годов до конца XX века, отражают все происходившие события в Самарканде в этот период, особенно все, что касается деятельности музея.

Уникальна кинопленка 1941 года фильма «Вскрытие гробницы Амира Темура» кинооператора М.Каюмова, где запечатлены рабочие моменты археологических работ.

Фонда отдела природы (в фонде насчитывается более 16 000 экспонатов следующих видов: животные, птицы, рыбы, насекомые, гербарии растений, минеральные камни).

Ежегодно Самаркандский Гос. музей-заповедник посещают боле 1 000 000 посетителей, для них организуется около 20 000 экскурсий.

Музей-заповедник с 1977 года является коллективным членом Международного совета музеев (ИКОМ) и ведет активную международную деятельность. За прошлые годы по линии ИКОМа сотрудники музея-заповедника побывали и участвовали на конференциях в таких странах мира как Франция, Голландия, Перу, Германия, Россия, Украина, Латвия, Казахстан и другие. А в 1981 году в Самарканде на базе музея проходила региональная конференция ИКОМа.

До 2010 года музеем-заповедником ежегодно организовалась около 20 различных выставок и экспозиций. Из них 3-4 - зарубежные выставки.

В 1991 году музей организовал выставку "Керамика Самарканда" во Франции, которая действовала до 1994 года и была показана в 4 городах этой страны.

В конце XX века экспонаты музея были показаны на выставках в Париже, Лионе, Штутгарте, Ганновере, Пенсильвании и других городах.

В 2003 году сотрудники музея активно участвовали в организации и проведении выставки "Ковры Узбекистана'1 в Вашингтоне.

В 2004 году экспонаты музея показаны на выставке "Прикладное искусство Центральной Азии" в городе Сиднее (Австралия).

В 2005 году экспонаты музея были показаны на выставке «Наследие Великого Шелкового пути» в 6 городах Японии.

В 2009 году экспонаты музея были представлены на выставке «Древняя история Узбекистана» в Национальном музее Республики Кореи городе Сеуле.

В залах музея, в различные годы организовывались выставки "Женская культура в Узбекистане" немецкого ученого Габриэллы Келлер; немецкого скульптора Эдельгарда Лёшл; немецких художников Волфганга Тиммана и Кристины Саммер; словацкого художника Душаана Каллайа; экспонировались детские рисунки из Мальта, Франции, Швеции, Японии, фотовыставки из Израиля, Польши, Чехии, Японии, Финляндии и других стран.

Кроме выставочных работ музеем-заповедником проведена совместная работа по подготовке и изданию каталога рукописных документов из фонда с сотрудниками Университета Международных языков города Киото (Япония).

По материалам фондов музея ведутся научные исследования учеными ряда стран по разным направлениям. Так, профессор из Англии Одри Бертон занимается историей развития торговли хлопком и каракулем. Французский ученый Светлана Горшенина изучает творчество художников начала XX века. Ученый этнограф Габриэлла Келлер осуществляет сбор узбекских сказок. В 1999 году была организована узбекско-германская этнографическая научная экспедиция, результатом которой стало издание книги "Сказки Самарканда" на немецком и узбекском языках. Сотрудники музея-заповедника участвуют в совместных узбекско-французской, узбекско-итальянской, археологических экспедициях.

Установлена связь со многими музеями стран СНГ. Так, в 2000 и 2003 годах в Самарканде совместно с российскими коллегами были проведены международные семинары на темы «Музеи Узбекистана в новых экономических условиях», «Информационная технология в музейном деле», «Управление музеями», «Музейная педагогика», «Музейное образование в ХХ1 веке». Сотрудники музея-заповедника участвовали в международных семинарах и конференциях, которые были организованы в Англии, Венгрии, Республики Кореи, Китае, России, Казахстане и других.

В музее-заповеднике впервые в республике создано Виртуальные экскурсии музея Мирзо Улугбека и настенной росписи музея Афрасияба на 3-х языках формате 3D.

В настоящий время музеем ведется большая подготовительная работа по достойному встрече 25 летия независимости Республики Узбекистан во всех направлениях музейного дела.

Шохиста Хасанова – преподаватель кафедры истории Узбекистана СамГУ

Рахим Каюмов – заведующий научно-практический музея-лаборатории СамГУ 

Samcity.uz Подпишитесь на наш Telegram

Оставить комментарий

Наверх