Сегодня на многих улицах города Самарканда проводится ремонт дорог и тротуаров. Но доступны ли сегодня тротуары жителям города? Корреспонденты «Samcity.uz» собрали мнения читателей и провели опрос, который показал, что тротуары во многих частях города недоступны для многих жителей города.
Барьерная недоступная городская среда усложняет жизнь большому количеству людей: пожилым, людям с ограниченными возможностями, многодетным семьям с колясками, тем, у кого проблемы со здоровьем, а также велосипедистам, детям на самокатах, роликах. Среда получается недоступной и барьерной. Что сделать, чтобы люди чувствовали себя защищенными? Как обеспечить безопасность пешеходов?
Согласно проведенным опросам, в Самарканде очень много опасных тротуаров, встречаются разбитые тротуары, или тротуары ступенчатые, без пандусов. Кроме того, множество тротуаров города стали стоянкой транспорта, поэтому жители вынуждены идти по проезжей части, попадая в повышенную зону риска - или быть сбитыми автомашиной, или быть облитыми грязью.
Фотографии недоступных и барьерных тротуаров города, присланные читателями
Пишет читатель Фируза:
«На улице Дагбитской возле школы №6, где мы часто гуляем с детьми тротуар с одной стороны улицы совершенно без пандусов, а с другой запаркован так, что не пройти не проехать на велосипеде, приходится выходить на дорогу. Неужели нельзя привести тротуары в порядок, чтобы они были ровные и с пандусами, а также чтобы никто не мог заехать?»
Пишет читатель Марат:
«Пересечение улицы Амира Темура с улицей Буюк Ипак Йули, остановка напротив ТЦ «Атлас». На этом тротуаре можно постоянно видеть машины, будто это проезжая часть. Так по всему Мархабо»
Пишет Шавкат Ташмурадов:
«Посёлок Супер, машина припарковалась прямо на пешеходной велосипедной дорожке!»
Пишет читатель Татьяна:
«У Корзинки машины припаркованы как ходить с маленьким ребенком непонятно, над дренажным арыком нету перехода, приходится идти по дороге чтобы пройти на тротуар».
Пишет читатель Шавкат:
«Центр города, машина припарковалась прямо на тротуаре»
Пишет читатель Татьяна:
«Улица Мирзо Улугбека, тротуары заставлены машинами»
Пишет читатель Шавкат:
«Посёлок Кимёгарлар запарковались две машины, на пешеходный переход и прямо на тротуар»
Читатель пишет:
«На улице Дагбитской, от Инфекционной больницы возле ресторана машины стоят прямо на тротуаре. Иногда с детской коляской невозможно проехать!»
Пишет читатель С.Ш.Ш.
«В пяти метрах есть стоянка, но нет, надо на тротуаре! Напротив городской прокуратуры города Самарканда. Я надеюсь их оштрафуют и это будет им уроком!».
Также написали читатели:
«У нас в массиве Cаттепо такая же проблема. Дети в школу ходят по проезжей части где 1 сторонняя дорога, но там передвигается в 2 линии. Так же без тротуаров и остальные дороги не с коляской не с велосипедом не как нельзя. Ходим по камням и по дороге где эти машины разгоняется на бешеной скорости», - пишет анонимный читатель.
«Посёлок Чархин в Пастдаргомском районе. Дороги улиц без асфальта, в период дождей люди ходят и топчут грязь словно живём не в 21 веке, а в 8, уважаемые власти примите меры», - пишет читатель Рустем.
«Центр города, по улице М.Улугбека, когда идёшь с 35 школы в сторону ГУМа с коляской, так это квест на выживание ребёнка. Пройдитесь пожалуйста и сами в этом убедитесь», - пишет читатель Татьяна.
Результаты опроса читателей: около половины опрошенных считают, что тротуары в Самарканде находятся в очень плохом состоянии.
16 сентября «Samcity.uz» провел опрос среди читателей для оценки качества тротуаров города Самарканда. Предлагалось оценить по шкале оценок: 1 - очень плохое, 2 - плохое, 3 - удовлетворительное, 4 - хорошее, 5 - отличное.
2% оценили качество тротуаров в городе на «отлично», 3% - на «хорошо», 19% - «средне», 29% - «плохо», 47% - «очень плохо». В опросе участвовало 826 человек.
Это говорит о том, что состояние тротуаров и пешеходных зон не устраивает. Только каждый двадцатый считает их хорошими, или даже отличными.
Результаты опроса читателей: часто ли вы наблюдаете в Самарканде припаркованные на тротуарах машины?
Согласно результатам проведенного опроса 12 сентября, около 80% часто наблюдают припаркованные машины на тротуарах, 12% - не часто, 8% - не замечали такого. В опросе участвовало 686 человек.
В хокимияте Самарканда рассказали о ремонте тротуаров:
В 2019 году на улице Чинобод в поселке Химиков города Самарканда была построена пешеходная дорожка, а также современная велосипедная дорожка протяженностью 0,56 км. Работа проводилась за счет средств Фонда благоустройства и повышения благосостояния Самаркандской области.
В 2019 году в кишлаке Джуш Кушрабатского района построено в общей сложности более 6 км тротуаров. Работа велась за счет средств местного бюджета.
В 2019-2020 годах на дорогах общего пользования, ведущих к центру Нарпайского и Пахтачинского районов для удобства населения района завершается строительство более 7,2 км тротуаров. Эта работа ведется за счет средств местного бюджета и Антикризисного фонда.
В ходе реконструкции улицы Гулобод, соединяющей Самаркандский район и город Самарканд, построено и сдано в эксплуатацию 6 км тротуаров.
При проведении строительных и ремонтных работ в Самарканде на дорогах, проходящих по улице Афросиаб, Усто Умара Джуракулова, Самаркандская кольцевая дорога М-37А, было построено более 21 км велосипедных дорожек и тротуаров мирового уровня. Работа проводилась за счет средств Фонда благоустройства и повышения благосостояния Самаркандской области. Сегодня тротуары уже сданы в эксплуатацию.
Кроме того, изменилась улица Навои Шох - здесь проведен ремонт и реконструкция дорог, а также построены современные тротуары протяженностью 1,4 км.
Работы по благоустройству города Самарканда продолжаются.
Есть над чем работать
Как сделать тротуары доступными для всех людей на примере других стран – в материале «Samcity.uz»
Пример комфортной городской среды, где пешеход может чувствовать себя комфортно и безопасно. Швеция, Стокгольм.
Пример велодорожки с буферной зоной, защищающей велосипедистов и пассажиров, выходящих из автомобилей, друг от друга. Польша, Варшава.
Пример удобного и грамотного оформления пандусов в зданиях в США, Чикаго.
Простой пример правильного проектирования тротуара, когда плавно, без встряски, можно преодолевать пешеходные и велосипедные зоны, чтоб пройти на остановку. Великобритания, Лондон.
Пример очень хорошего проектирования улицы. Вся система продумана так, чтобы бороться с перегруженностью дорог и пробками. Сиэтл. США.
Пример пешеходного перехода, который облегчает передвижение пешеходов на самокатах, роликах, инвалидных или детских колясок. США.
Полоса для парковки не тянется вдоль всей улицы, а разделена на отрезки, или «карманы». Москва. Россия.
Пример приподнятого пешеходного перехода, который виден лучше обычных. Приближаясь к таким переходам, водители вынужденно снижают скорость. Новая Зеландия, Окленд.
Ограждение тротуара от проезжей части. Столбики и бетонные полушария не позволяют машинам заезжать на тротуар и парковаться. Венгрия, Будапешт.
Пример системы водоотвода. Вместо арыков используется система дождевой канализации закрытого типа с решетками. Швейцария, Интерлакен.
Выводы
Приступив к строительству тротуаров или велодорожек, необходимо в первую очередь изучить пожелания пешеходов и маломобильных групп населения, кто ежедневно сталкивается с проблемами выходя на улицу, ведь в любом случае пользоваться тротуарами будут горожане.
Необходимо создавать все условия для того, чтобы граждане делали выбор в пользу пешего передвижения, велосипедов, самокатов и т. д. Ведь в долгосрочной перспективе ходьба и езда на велосипеде сыграют свою роль и в уменьшении количества частных автомобилей, и в улучшении качества городского воздуха.
Тротуары Самарканда нуждаются не просто в ежегодном обновлении, бесконечной укладке некачественных тротуарных плиток, а во внедрении новой концепции, которая должна быть связана и с реконструкцией улиц, и с выделением полос для велосипедистов, и со строительством новых парковок для автомототранспортных средств, и с пересмотром разметки.
«Samcity.uz»